Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями
За контракты на поставку двигателей для новых ракет компании United Launch Alliance (странного, но эффективного альянса старых врагов-конкурентов Boeing и Lockheed Martin) соревновались два предприятия - достаточно молодое Blue Origin миллиардера, ковбоя и новоявленного астронавта Джеффа Безоса и полное опыта Aerojet Rocketdyne. В итоге пирог поделили: Blue Origin достались первые ступени, а Aerojet Rocketdyne - вторые.
Что любопытно, двигатели обеих ступней изготавливаются с широким применением технологий 3D-печати. Ракетный мотор BE-4 компании Blue Origin "Ключевые компоненты наших насосов Ox Boost Pump изготавливаются с помощью аддитивных технологий. Остов состоит из одной 3D-печатной алюминиевой детали, а все ступени гидротурбины печатаются никелевым сплавом Monel. Такой подход позволяет достигать комплексной геометрии проточных каналов, что было бы значительно сложнее реализовать обычными производственными методами.
Форсунки и крыльчатка также печатаются, требуя только минимальной постобработки", - рассказал Джефф Безос. Огневые испытания BE-4 летом 2019 года Первые ступени будут оснащаться метан-кислородными двигателями BE-4. В феврале 2020 года Blue Origin открыла фабрику по производству этих силовых установок в Хантсвилле, штат Алабама.
Фирма вложила в новую фабрику как самое меньшее двести миллионов долларов и планирует изготавливать по немного десятков двигателей в год. В основе каждой успешной космической программы - двигатели, доставляющие ракеты и полезную нагрузку в космос.
С первых дней компании Blue Origin мы приняли принципиальное заключение инвестировать в разработку многоразовых ракетных двигателей нового поколения. В текущий момент для нас, наших партнеров и всей страны наступило захватывающее момент - мы на пути к выполнению обещания разделаться с зависимостью от двигателей российского производства", - заявил генеральный босс Blue Origin Роберт Смит на церемонии открытия фабрики.
На тот самый раз речь идет о силовых установках RL10C-X. Тут стоит пояснить, что "Вулкан" и "Кентавр" - названия первой и второй ступеней сообразно, причем "Кентавры" использовались еще в связке с Atlas V и оснащались двигателями RL-10, тогда как на первые ступени устанавливались РД-180 московского НПО "Энергомаш". Таким образом, "Атлас-Кентавр" преобразовался в "Вулкан-Кентавр", при этом вторая ступень была модернизирована, а первую на сто процентов переделали под BE-4, отказавшись от российских двигателей.
Огневые испытания двигателя RL10C-X В обновленных двигателях второй ступени, получивших обозначение RL10C-X, используются 3D-печатные форсунки и камеры сгорания, а кроме того композитные сопла. Удельный импульс тяги достигает 461 секунды, что делает этот ДВС одним из наиболее эффективных представителей семейства RL10.
Охват заказа в немалой степени обусловлен решением еще одного предприятия Джеффа Безоса - компании Amazon, намеревающейся повернуть спутниковую группировку из 3236 аппаратов для обеспечения глобального высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет. В этом месте налицо конкуренция с еще одним космическим энтузиастом - Илоном Маском и его компанией SpaceX, уже разворачивающей аналогичную сеть под названием Starlink.
Уместно сказать, космическим интернет-проектом Amazon занимается дочерняя группа Kuiper Systems, а руководит этим предприятием Раджив Бадьял - бывший вице-президент SpaceX, отвечавший как раз за план Starlink и уволенный Маском в 2018 году, якобы из-за излишне низких темпов работ. В настоящий момент Amazon заявила, что выбрала на образ перевозчика компанию United Launch Alliance, а это означает, что для выполнения всех заказов, охватывая заказы от Amazon, ULA придется строить до двадцати пяти ракет в год.
Основополагающий полет Vulcаn Centaur намечен на вторую половину текущего года.
Адрес заметки: https://space-news.su/post_1651096847.html