Мастера копий: история китайской марки Zotye. История Зоти
Однако это не мешает ей созидать скандальные автомобили, которые уж крайне похожи на немецких, британских и японских собратьев класса люкс. И самое интересное, что такой подход не смущает многих покупателей. Хайп дороже жизни? Давайте соображать.
А началось всё не так давнехонько - в 2003 году, когда небольшая фирма по производству автомобильных запчастей получила масштабные инвестиции и превратилась в Zotye Holding Group. Сквозь пару лет, 14 января 2005 года, была образована марка Zotye.
Производство автомобилей было налажено по проверенной в Китае схеме: покупка оборудования для производства машины у японской Daihatsu, и в первые два года на производственных мощностях в городе Юнкан (300 километров южнее от Шанхая, глубинка Чжэцзян) собирался тесный, но пятиместный кроссовер 2008, тот, что является по сути малость модернизированной версией модели Terios. Под капотом у машины размещались старые, но проверенные временем атмосферные моторы Mitsubishi Orion с индексом 4G13 и 4G15, которые разрешается выявить под капотами старых версий Colt, Lancer и Carisma.
Хотя вообще-то, тот самый движок оказался в такой степени живуч и удачлив, что после этого модернизации и обретения наддува его стали устанавливать в автомобили Geely, Great Wall, Haval и Changan. Но вернёмся к Зоти. Второй моделью марки стал перелицованный минивэн Fiat Multipla.
Как и в случае с Daihatsu, Zotye закупила у итальянцев оборудование и лицензию на фабрика машины, а также добавила к названию модели букву "n" - так свет увидел минивэн Multiplan. Сотрудничество с Fiat было признано удачным, и в 2011 году группа начала делать марка Z200, которая представляет собой перелицованную версию седана Siena. Производство этой модели завершилось довольно резво - в 2014 году. Уместно сказать, в 2009 году Zotye решила выпустить свою самую дешёвую машину - ситикар TT другой китайской компании Jiangnan.
Цена машины не превышала 2.830 долларов, позже эту модель переименовали в TT, выкупив у Jiangnan. По мнению некоторых экспертов, на тот миг это был единственный из самых дешёвых автомобилей в мире, представлявший собой Suzuki Alto из начала 90-х, у которого под капотом располагался трёхцилиндровый 800-кубовый двигатель мощностью 36 лошадиных сил.
На нашем рынке эту машину знают как Daewoo Tico, истина, Тико всё-таки относится к следующему - третьему поколению Alto. По итогам 2012 года Zotye реализовала на внутреннем рынке 85.644 автомобиля, что на 14.000 экземпляров меньше, чем по итогам 2011 и 2010 года.
Видимо, для руководства марки стало очевидно, что рынку требуются немного иные автомобили, и китайцы решили свершить ставку на кроссоверы, спрос на которых в те годы стал скоро вырастать. Так, в 2013 году свет увидел среднеразмерный кроссовер T600 - основополагающий порядочный авто марки, который внешне являлся симбиозом кроссоверов Audi и Volkswagen.
Под его капотом разместились уже турбированные версии двигателей Mitsubishi серии Orion, объёмом которых составляет 1,5-2,0 литра. С T600 компания в 2015 году начала штурмовать украинский рынок, а посредством год автомобили марки появились и в автосалонах соседской России.
А вот в соседней России уже в течение 2017 года было реализовано больше 1.000 экземпляров T600, годом позже дилеры реализовали уже более 2.000 автомобилей, и в конце прошлого года Zotye вывела на рынок Россия купеобразный кроссовер Coupa (в Китае изветен как T600 Coupe).
Ещё русский офис марки собирается в ближайшем будущем привосокупить в модельную линейку кросс T300, ценник на который будет завязываться с 10.000 долларов.
На данный момент линейка автомобилей бренда состоит в основном из кроссоверов на каждый привкус: кроме вышеназванных моделей, марка продаёт на китайском рынке модели T500, T700 и T800, дорогие кроссоверы серии SR - SR7 и SR9, и бюджетные кроссоверы под суббрендом Damai.
И если модели T500 и T800 обладают более-менее аутентичным дизайном, то T700 позволительно несложно перепутать с Range Rover Sport, модель SR7 является на практике точной копией Audi Q3. Но самая скандальная модель Зоти - это безусловно SR9. Она до такой степени похожа на Porsche Macan, что при "правильной подаче" многие поверили бы, что это какая-нибудь спецверсия "немца". Салон у SR9 несложно один в один "слизан" у Porsche: передняя консоль, внешний наружность руля, мультимедийной системы - стопроцентно всё.
Правда, под капотом у "клона" мотор попроще, хотя сказать, что он плохой не получится: это двухлитровый 4G63, который можно найти у Lancer Evolution девятого поколения, правда, он дефорсирован до 190 лошадиных сил. Что же касается других копий Zotye, то её кроссовер Damai X5 весьма похож на Volkswagen Tiguan первого поколения, а Damai X7 так вообще трудно отличить от самого последнего концепт-кара Volkswagen - кроссовера Cross Coupe GTE.
Немцы уже не раз грозили китайцам судебными исками, но покуда воз и теперь там: китайский бренд и дальше выпускает свои автомобили, и по итогам прошлого года марка продала 232.409 автомобилей. Не так-то страсть сколько, учитывая, что годом раньше было реализовано 311.266 автомобилей.
На автомобили Зоти без всяких стеснений сделала ставку Беларусь: на заводе "ЮНИСОН" в текущее время производится крупноузловая сборка моделей Z300 и T600, а в ближайшее миг к ним добавятся электрокары E200 и Z500EV, которые будут продаваться на местном рынке и экспортироваться в Россию.